Виды зарядных станций
Запас хода у среднего современного электромобиля составляет около 200 км, чего для городских поездок более чем достаточно. А заряжать АКБ можно в гараже, оставив автомобиль на зарядке на всю ночь. Однако в междугородних поездках такого запаса хода, как правило, не хватает. И даже если найти где-то обычную розетку, то мало у кого есть возможность ждать несколько часов для подзарядки батареи.
Поэтому зарядные станции для электромобилей на загородных трассах крайне важны. Ведь они позволяют зарядить автомобиль максимально быстро, а их достаточное количество сможет практически полностью устранить недостаток запаса хода электромобилей и поможет их более быстрому развитию. Технологически развитые страны активно развивают сети электрозаправочных станций, а за последние полгода количество автомобилей с электрическими силовыми установками выросло вдвое и составило уже два миллиона единиц.
Проводные зарядки делятся на несколько типов:
Mode 1 – самый слабый и устаревший способ, который не требует наличия специального оборудования. Подключение происходит через обычную бытовую розетку. Максимальное напряжение – 220 вольт для европейских стран и 110 вольт для США.
Mode 2 – стандарт для большинства зарядный станций, использующих схему переменного тока с напряжением 220 вольт (110 В для США). Источником питания также выступает обычная бытовая розетка, но посредством специальных зарядных устройств.
Mode 3 – самая мощная схема для станций с переменным током. Может использоваться однофазная или трехфазная цепь питания с максимальным напряжением 380 вольт.
Mode 4 – зарядные станции, которые используют постоянный ток с напряжением до 500 вольт. Отличаются максимальной мощностью зарядного тока.
Важно понимать, что не все автомобили поддерживают такой способ зарядки (так называемый Fast Charge). Но те модели, которые поддерживают, могут заряжаться до 80% всего за 20 минут.
Скорость зарядки аккумуляторной батареи зависит от нескольких параметров:
- мощности зарядки;
- ёмкости батареи;
- максимальной мощности контроллера заряда в автомобиле.
Из этих трех параметров складывается время, необходимое для полного заряда вашего автомобиля.
Однофазная цепь – это обычная бытовая розетка, в которой есть два контакта: фаза – 220 вольт; ноль – необходим для работы всей цепи.
Такая схема питания не способна выдать большую мощность. Её максимум – около 3,5 кВт. Это обусловлено правилами безопасности, которые ограничивают бытовые розетки такими параметрами, как 220 вольт и 16 ампер (считаем мощность путем умножения напряжения на силу тока 220*16=3520 Вт или 3,5 кВт).
Для повышения мощности используются трехфазные цепи. В таких розетках минимум три контакта, два из которых являются фазами. Напряжение в них составляет 380 вольт, а мощность можно повышать до предельных значений (зависит от контроллера в автомобиле). В этом случае именно контроллер будет ограничивать мощность во избежание перегрева и выхода из строя батарей.
Виды розеток
- DC – для постоянного тока. Такие розетки рассчитаны на большую силу тока до 250 ампер и мощностью до 200 кВт в час.
AC – для переменного тока. Данный вид имеет худшие показатели: до 32 А и не более 22 кВт (в условиях однофазной схемы).
CCS – комбинированная розетка, позволяющая использовать как переменный так и постоянный ток.
Большинство современных электромобилей оснащены именно комбинированными разъемами, что позволяет выбирать тип зарядки. В гараже или при длительных стоянках можно использовать переменный ток (AC), а при быстрых зарядках в пути используется DC разъем.
Помимо этого, разъемы для подключения зарядки к электромобилю разделяются на несколько типов:
Type 1 (J1772) – пятиконтактный коннектор, который используется в США и странах Азии. Он может применяться к станциям Mode 2 и 3. Максимальная мощность – 7,4 кВт в час.
Type 2 (Mennekes) – коннектор с семью контактами, который применяется в основном в электромобилях для европейского рынка. Его особенность заключается в возможности использования однофазной и трехфазной цепи питания. При этом максимальное напряжение не должно превышать 400 вольт, а сила тока должна быть не более 63 ампер. Это означает, что максимальная мощность составляет 43 кВт (при трехфазной цепи) и 7,4 кВт (при однофазной цепи). Может использоваться со станциями Mode 2 и Mode 3.
CHAdeMO – двухконтактный коннектор, который используется в станциях с постоянным током. Такой разъем рассчитан на максимальную силу тока 125 ампер и напряжение не выше 500 Вольт, а мощность не более 62 кВт. Подходит для станций Mode 4.
CCS – комбинированный тип коннектора, о котором мы уже говорили выше. Такая розетка рассчитана на максимальные нагрузки: 500 вольт, 200 ампер, 100 кВт. Подходит для всех зарядных станций Mode 2, Mode 3 и Mode 4.
Каждое зарядное устройство оснащено определенным типом коннектора. Помимо этого, многие производители начинают предлагать дополнительные устройства для повышения мощности зарядки. В любом случае при выборе места для остановки и подзарядки своего электромобиля стоит учитывать тип розетки и ее характеристики, которые должны соответствовать вашему авто.
Стоимость заряда электромобиля
Наверное, каждого владельца электромобиля или того, кто планирует его приобрести, интересует вопрос, сколько стоит зарядить электромобиль. И здесь многое зависит от стоимости электроэнергии в конкретном регионе, тарифов на конкретной зарядной станции и так далее. Если говорить о конкретном регионе и зарядке в своем гараже, то стоимость полной зарядки аккумулятора будет зависеть от тарифа на электроэнергию и емкости батареи.
Например, чтобы зарядить «Теслу Модель 3», батарея которой имеет емкость 60 кВт/ч (при условии заряда от 0 до 100 %), то для полного заряда вы израсходуете около 60 кВт энергии (точнее, немного больше, если учитывать потери на зарядках, проводах и так далее). Отсюда можно вычислить стоимость.
Если же говорить о зарядных станциях, то все зависит от того, какие тарифы на ней установлены. Можно сделать расчёт на примере Nissan Leaf, емкость АКБ которого составляет 24 кВт*ч. При зарядке в общей сложности израсходуется около 25 кВт, по вышеуказанному тарифу это будет стоить 71 рубль. Делим эту сумму на запас хода в 135 км и получаем стоимость 52 рубля каждых 100 км пути. Довольно выгодно.